Свою первую рыбу на поролон я поймал в 1982 году. Пришел к этому материалу сам и, в общем-то, случайно. Не скажу, что сразу стал фанатом поролоновой рыбки. Скорее, что называется, «полавливал». Но спустя несколько лет я попал на свой первый турнир по спиннингу. И неожиданно для себя обнаружил, что спортсмены уже давненько ловят на поролон.
Тогдашний спиннинговый спорт был сильно закрытым. Я бы даже сказал «полусектантским». Поэтому информация из спортивной среды, как свет из черной дыры, наружу не выходила. И мне тогда в определенном смысле повезло. Я стал уделять поролону гораздо больше внимания. Провел даже небольшое расследование. Выяснилось, что на поролон под Москвой начали ловить примерно в 1964 году. Сначала это был простой брутально вырезанный «кусок мочалки» (по размеру и форме с большой палец), оснащенный тройником. Позже приманку «облагообразили», придав форму и раскраску, близкую к расцветке реальной рыбки.
В начале 90-х мы не считались с потерями поролонок. Как бы автоматом предполагалось, что если приманка самодельная, то она ничего или почти ничего не стоит. Грузики, кстати, тогда тоже лили в основном сами, покупным был только крючок. Соответственно, потеря десятка поролонок за рыбалку отнюдь не воспринималась как катастрофа. Это было обычным делом.
Незацепляйка – это прорыв!
Но мне как-то все меньше нравилось отношение к поролонкам как к очень-очень расходному материалу. Я стал задумываться над тем, как уменьшить их отрыв.
Решение подсказали приманки американской фирмы Snag Proof. Они были выполнены из полого мягкого (но при этом не сильно «кусабельного») пластика и смонтированы на двойном крючке, жала которого прилегали к спинке приманки, но оголялись при поклевке, когда челюсти хищника сжимали пустое тело. Сейчас этот принцип известен многим рыболовам по полым силиконовым лягушкам, применяемым в ловле по «жабовникам».
Первое, что я тогда сделал, это соединил приманку от Snag Proof с «чебурашкой». Что уже само по себе было отходом от «предписаний», т.к. все эти приманки, по задумке их производителей, относились к классу топ-вотеров, то есть были предназначены для ловли на поверхности и не предполагали какой-либо дополнительной подгрузки.
Но мой эксперимент определенно удался. Я отловил на одну приманку три рыбалки по умеренному коряжнику, она осталась целехонька и принесла мне штук семь судаков. Ловил бы я тогда на свои поролонки даже при самой оптимистичной оценке, пяток их точно на коряжках оставил бы.
Далее последовала работа мысли по схеме, изложенной в книге Г. Альтшуллера «Алгоритм Изобретения». Кому тема интересна, рекомендую найти и почитать. И в итоге я соединил принцип прижатого двойника от американской Snag Proof с русской поролонкой.
Получилось потрясающе! Потери приманок у меня сократились раза так в 4! И я перестал обильно засорять дно водоемов свинцом. Это было в 1995 году.
Уход от «рогатых»
Вскоре поролоновые рыбки стали массово появляться в магазинах. Были это и «авторские» изделия от Сергея Павлова, например, и совершенно «безродные». Объединяли все их два момента. Они были исполнены «под рыбку» (по форме и окраске) и оснащены торчащими крючками – двойниками или тройниками. Первое – преследовало больше коммерческие цели: «красивые» поролонки продавались в разы лучше, чем «недоделанные». Да и второе – по большому счету ведь тоже. «Рогатые» поролонки отрывались на раз-два, а циничная фраза «Чем больше оторвут, тем больше потом купят», которую в беседе со мной как-то произнес Эрвин Дамер, как нельзя точнее отражала положение дел.
Собственно, магазинные поролонки в тот период покупались почти исключительно «чайниками», а им и в голову не приходило, что их покупка может быть не той, что лежала на прилавке.
Я же секрета из конструкции своей поролоновой незацепляки не делал. Описал ее в журнальной статье, а потом и книге «Практика Ловли Судака», показал технологию изготовления на видео. Спиннингисты рациональные и продвинутые быстро все смекнули, и многие перешли большей частью на поролонки этого типа. Особенно те, кто активно практиковал джиговую ловлю по закоряженным участкам.
Но была одна проблема. В продаже тогда незацепляйки напрочь отсутствовали. Их каждому из нас приходилось делать своими руками. Для многих, впрочем, это было не сильно критично, но нашлось среди нас немало и таких, у кого просто хронически не хватало времени на эту нудную надомную работу. Поэтому необходимость появления поролоновых незацепляек в продаже становилась все более очевидной.
Первые «блины»
Шел примерно 2003 год. Закон рынка неумолим: есть спрос – обязано быть и предложению. И вот в продаже стали появляться первые «серийные» поролонки на прижатом двойнике. Производили они, если быть откровенным, гнетущее впечатление. Были, например, изготовленные методом «горячей штамповки». «Шов», которого при такой технологии трудно избежать, приходился на спинку поролонки между крючками двойника и неотвратимо добавлял ей жесткости. Чтобы такую спинку продавить, поклевка хищника должна быть свирепой.
Видел я тогда и поролонки «типа незацепляйки». Вроде бы сама идея – какая и должна быть, но или одно жало, или оба на пару миллиметриков все же от тела отстоят. А при попытке «поставить их на место» с помощью пассатижей крючки попросту ломались… Короче говоря, в тот период ничего путного торговля так и не предложила. Поэтому приходилось, как и прежде, самому брать лист поролона, ножницы, клей…
История с крючком
Под поролоновую незацепляйку требуется крючок особой формы. Ни один из серийно выпускаемых двойников, кроме тех довольно редких (и, кстати, дорогих), что предназначены для оснащения «резиновых» мышей и лягушек, изначально не подходит. Их приходится дорабатывать. Доработка в большинстве случаев предполагает удлинение цевья и, что важнее, сведение плоскостей крючков от обычных 90-120 до примерно 45 градусов.
Я пытался решить этот вопрос еще в 2004 году, когда ездил на выставку ICAST. Вроде бы удалось договориться с Eagle Claw. Тем более американцы были в курсе того, что ловля на поролон в нашей стране сверхпопулярна, и не ставили условий в виде каких-то гигантских объемов по крючкам новой серии. Но то, что в итоге получилось, оказалось лишь половинчатым решением поставленной задачи. Цевье – да, удлинили, но вот «угол схождения» оставили прежним. Вы можете найти эти двойники в ассортименте Eagle Claw. Да, они недорогие и качественные, но для оснащения поролонок их все равно приходится дорабатывать. На данный момент вопрос со специальным крючком для поролоновых незацепляек еще не решен. Но работа ведется.
Контакт и Мамба
После не самого удачного начала темы серийных поролоновых незацепляек последовало ее развитие, и в общем вполне положительный результат был достигнут. Речь идет о поролонках марки Контакт и выпускаемых под началом моего давнишнего приятеля Алексея Коломийца, известного в рыболовном сообществе как Мамба. И те и другие очень даже устраивают своими рабочими качествами. Но вот поролонки от Мамбы – это, в моем видении, больше такой береговой вариант, где они востребованы в силу своей компактности и потому дальнобойности, тогда как в лодочной рыбалке с расчетом на серьезного хищника лучше приманки покрупнее. В контактовских же поролонках меня не очень радуют крючки. Была, правда, история с партией поролонок Контакт на двойниках Owner, но ценник, как мне поведали в одном из столичных (что же говорить про провинцию!) магазинов, распугал потенциальных покупателей.
Китай или Россия?
На фоне такой неполной удовлетворенности имеющимися магазинными поролонками и все меньшего желания самому резать и клеить поролон, у меня созрела идея наладить производство «своего» поролона. Это следовало понимать не буквально, то есть я не собирался нанять с полдюжины работников – «гастров» из ближнего зарубежья – и запустить мини-мануфактуру, управляя процессом и собирая дивиденды. Мне хотелось найти серьезного производителя с высокотехнологичным оборудованием и минимумом малоквалифицированного ручного труда.
Сначала я попытался реализовать задумку в Москве – при поддержке одной известной рыболовно-коммерческой фирмы. Дело дошло до трехмерной компьютерной модели. Но далее – почему-то не продвинулось. Уперлось в то, что речь шла о принципиально новой технологии, переналаживание техники под которую было сложным и затратным… Тогда я посредством двух разных каналов попытался прозондировать Китай. Вроде бы китайцы способны на все, надо лишь показать им что и как. Но в одном случае мне на китайские поролонки выкатили скорее «японский» ценник. Во втором – отпускная цена вроде бы была приемлемой, но вот транспортировка… Честно говоря, это для меня было сюрпризом – оплата доставки определяется не столько весом груза, сколько объемом. А объем у поролона – сами понимаете. Поэтому проект производства поролонок в КНР пришлось заморозить.
Итак, Дзержинск
Такое развитие событий склоняло к тому, что решение надо было все-таки искать в своей стране. Не в Москве, где любой чих стоит немалых денег, а где-то в недальней провинции, где и нужная техническая база имеется, и с квалифицированными кадрами проблем нет.
Не удивительно поэтому, что выбор пал на компанию Spinningline, с которой у меня имеются давние положительные завязки, и для специалистов которой решение именно производственных задач это один из основных и весьма успешных видов деятельности.
Сама идея производства приманок из поролона именно в Дзержинске была обозначена где-то в начале этого года, а к лету появились уже серийные образцы, которые первое время подвергались жесткому тестированию командой экспертов, в которую входил и я. А теперь их выпуск уже поставлен на поток.
Отмечу один немаловажный момент. Дзержинск, если кто не в курсе, это город-спутник Нижнего Новгорода, а Нижний расположен в верхней части Чебоксарского водохранилища, с которого в основном и пошла идеология ловли на джиг в коряжнике водохранилища на большой реке. Поэтому совершенно не удивляет, что приманки Lex Porolonium относятся именно к классу незацепляек.
Lex Porolonium. Нюансы
Когда процесс изготовления чего-либо называют «высокотехнологичным», бывает, что в том кроется некоторое преувеличение. В нашем случае – все по делу. Резка поролона осуществляется посредством лазерной установки. Уже в силу этого что-то подобное невозможно воспроизвести в кустарных условиях. Вообще, с какой стороны ни посмотри на поролонки из Дзержинска, все продумано до мелочей и грамотно реализовано.
Материал. Это только на первый взгляд весь поролон кажется одинаковым. На деле он различается по ряду ключевых параметров. Не вдаваясь в подробности, скажу, что для Lex Porolonium сырье выбрано оптимальное по мягкости/упругости, размеру пор и прочности.
Расцветка. Никаких «попугайных» вариантов раскрашивания! Никаких глазок и чешуек! Все достаточно строго. Основной цвет самого поролона плюс другого цвета спинка и маленький хвостик, который, при желании, можно «купировать». Важная деталь: поролонки с оранжевой спинкой полезны для ловли на мелководье. За их движением очень удобно следить визуально.
Геометрия. По форме поролонки Lex отличаются от тех, что я сам делаю для себя, разве что маленьким хвостовым плавничком. Главное – это плоская спина и должная «мясистость» в месте расположения жал двойника. Это способствует более высокой реализации поклевок и меньшему числу сходов.
Размерная линейка. Сейчас это от 7 до 11 см. Такой диапазон позволяет перекрыть более 90% потребностей любителей джиговой ловли. В перспективе стоило бы добавить еще один размер сверху – на более крупном двойнике.
Крючок. Важнейший элемент поролоновой рыбки. Двойник Saikyo в данном контексте – просто находка. Хотя, насколько я в курсе, в его доводке еще присутствует доля ручного труда, он принципиально всем устраивает. Крючок не дорогой, но при этом мощный и острый, его не надо подтачивать. Что очень важно – допускает небольшую коррекцию загиба прямо на месте. Например, хотите вы отправить свою поролонку в сопряженное со смертельным для нее риском путешествие по совсем уж «злющему» коряжнику. Берете пассатижи и аккуратно так загибаете на пару миллиметров жала, как бы слегка притапливая их в поролон. Крючок такого рода манипуляции вполне допускает.
Живучесть. Поролонки выполнены по бесшовной технологии с минимальным, но при этом очень надежно фиксирующим поролоновое тело на цевье крючка, количеством правильно подобранного клея. Как следствие, поролонка в среднем выдерживает большее количество поклевок, чем те, что сделаны традиционным методом, у которых порою головная часть начинает отходить даже не от поклевок, а от большого количества забросов.
Константин Кузьмин
Напишите комментарий к записи